Одно из самых любимых занятий маленьких детей — рисование. Столько радости они получают от своих каракулей, какой восторг испытывают взрослые, глядя на эти художества! Но детки подрастают, и от них ждут чего-то большего, никто уже, как прежде, не радуется их незатейливым закорючкам. Детям начинают объяснять "как надо" рисовать, но это им совсем не так интересно. А все потому что приходится прилагать усилия, чтобы получилось это самое "как надо". И вот мы уже замечаем, как интерес к рисованию постепенно угасает. Это вовсе не значит, что учить ребенка не нужно. Нет, конечно! Обучение основам всегда дает положительный результат, системные знания трудно переоценить. Просто малышам необходимо выходить за рамки условностей. Как это сделать? Пусть поиграют, побалуются с художественными принадлежностями, их творческий потенциал найдет выход в необычном использовании материалов для рисования. А взрослые могут предложить детям нетрадиционные способы рисования, казалось бы хорошо знакомыми карандашами, фломастерами, мелками. Дети любят эти материалы, они доступны, удобны в использовании, в результате получаются интереснейшие рисунки. Кроме того, не стоит забывать, когда ребенок рисует с удовольствием, и процессом руководит чуткий внимательный взрослый, такие занятия дают оздоровительный эффект, положительно сказываясь на детской психике.
Веселые ладошкиЕсли ребенок обведет свою ладошку с широко раскрытыми или сомкнутыми пальчиками сначала простым карандашом, а затем цветным карандашом или фломастером, получится нарядная перчатка ли варежка. Ее можно раскрасить как захочется. А если этот рисунок изначально будет на плотном картоне, его можно вырезать, приклеить сзади петлю — получилась елочное украшение. Можно использовать абрис руки в качестве шаблона, дополняя его деталями, и он превратится в кого угодно - птицу, ежика, рыбку, человечка в яркой шапке.
Каляки-малякиЭто не что иное, как рисование каракулями. Дети обычно в восторге от этой техники! Сначала взрослый помогает нарисовать контур — чего угодно, на выбор. Это может быть колобок в шарфике. Шарфик рисуетя именно каракулями, они прекрасно имитируют шерстяную вязку, можно раскрасить разноцветными рядами. Попутно деткам можно объяснить, что линия, которую они рисуют карандашом или фломастером, может быть разной, смотря что мы рисуем. Может быть ровной, может быть кривой, может быть волнистой или колючей, тонкой или толстой, короткой или длинной. Обратите внимание ребенка на то, предмет с какой фактурой мы рисуем — гладкий, шершавый, лохматый, твердый, мягкий. Порассуждайте. Подведите малыша к мысли, какая линия для чего лучше подойдет.
Конструктор на бумагеВозьмите конструктор с разноцветными детальками. Поскладывайте что-нибудь из него прямо на листе бумаги, на котором малыш будет рисовать. Пусть он обратит внимание, как ярко смотрятся цветные детали на белом листе. Выберите карандаши и фломастеры нужных цветов, чтобы нарисовать кирпичики, кубики, кружочки на листе бумаги. Конструктор все это время находится в поле зрения ребенка. На следующем занятии можно уже простым карандашом нарисовать пирамидку, поезд, домик, машинку, человечка-робота, которые как бы составлены из простых геометрических фигур, какие есть в конструкторе. А потом раскрасить каждую деталь нужным цветом.
Цветовые иллюзииА сейчас будут фокусы! Порассуждайте с ребенком или, лучше, придумайте сказку про то, что куда-то убежал и заблудился оранжевый карандашик. Но ведь нам нужно нарисовать апельсин, он, как известно, оранжевого цвета. Что же делать? А вот что: нарисуйте контур апельсина простым карандашом. Затем зашрихуйте его желтым карандашом, но обязательно так, чтобы между штрихами были видны просветы белой бумаги, плотно закрашивать не надо. Сверху также заштрихуйте красным карандашом. Произойдет оптическое смешение цветов и на расстоянии мы увидим оранжевый апельсин!
Слон в ромашкахЕще одна веселая затея. Заключается в том, что нужно нарисовать любую фигуру - бегемотика или слона, например. Или машинку, воздушный шар, да что угодно. Пусть ребенок посмотрит на свои игрушки — наверняка, появится идея, что именно возьмем за основу. Заполняем пространство внутри контура цветочками, ромашками, незабудками и т.д.