Каля Маля. Детские рисунки.


Рисование в вопросах и ответах
Тема: Статьи Дата:  10.05.08

Зачем заниматься с детьми рисованием? Педагоги и психологи обычно говорят так: "Рисование помогает малышу преодолевать психологические проблемы, выражать себя и свое видение мира". Или так: "Работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка". Или приводят коронный довод: "Неважно, кем станет ваш ребенок, главное, что занятия рисованием помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности".

Согласитесь, все эти доводы хотя и звучат здраво, но в целом ориентированы не на "здесь и сейчас", а на туманное будущее. Получается, что рисованием нужно заниматься для того, чтобы когда-то потом "стать человеком".

Давайте отойдем от такого, утилитарного взгляда на занятия с ребенком. Расслабимся, отложим на полчаса насущные дела – и наравне с ребенком посмотрим на интересные предметы вокруг нас. Подумаем…

…что можно сделать с кусочком веревки и кубиком? С резиновым ластиком и булавкой? С сырой картошкой и зубочисткой?

…что объединяет мыло и пузырек туши? Гуашь и силикатный клей? Силикатный клей и песок? Акварельную краску и скалку, которой раскатывают тесто? Чернила и соломинку для сока?

Вопросов много, да и ответов рождается немало. Хочется собрать все упомянутые предметы и начать экспериментировать. Да, не забудьте только про бумагу.

Возможные ответы


1. Из веревки и кубика, ластика и булавки, картошки и зубочистки можно сделать замечательные печати.

Техника печатания оттисков стара как мир и, очевидно, первыми печатями служили (и по сей день служат) человеческие руки и ступни. Попробуйте обмакнуть в гуашь пальцы и изобразить с помощью отпечатков… цветок-ромашку, павлина (ладонь – туловище, пальцы - хвост), собаку. Пробегитесь босиком по краске, а затем по чистому листу ватмана – вы даже не представляете, какие фантастические композиции получатся.

Как это делается

МатериалыКрасная рукаЗеленая рука
Синяя рукаЖелтые пальцы 
 


Ну а если вам не по душе такие экстремальные техники, возьмите ластик или половину сырой картошки, вырежьте ножом для бумаги, скажем, ряд полос, насадите картошку на зубочистку, ластик – на булавку, и печатайте в свое удовольствие, обмакнув печать в цветные чернила или гуашь.

Более изощренный способ изготовления печати – фигурное наклеивание веревки на старый, ненужный кубик. Веревка по возможности должна быть из натурального материала и выразительной фактуры: с переплетениями, торчащими волокнами и пр. Кусок веревки изгибается, например, в форме спирали или петли для одежного крючка, наклеивается клеем ПВА на кубик, оставляется на 10 минут до высыхания. Затем все то же самое, что с картошкой и ластиком, – обмакиваем в чернила или гуашь, печатаем.

Как это делается

МатериалыВ процессе
изготовления печатей
Печати готовы к работе
Печати поработали.
Далекая галактика
  
  


Если чернила заменить акриловой краской, то оттиски можно делать и на дереве, и на стекле, и на ткани. Можно воспользоваться, например, акрилом для дизайнерских работ и для ткани от "Олки-арт" (С.-Петербург).


2. Пузырек туши и мыло (а также плотную бумагу, краски или масляную пастель, широкую кисть, зубочистку или перо) объединяет замечательная техника под названием граттаж (от фр. gratter – "царапать").

Удовольствие от работы в этой технике сравнимо с археологическими раскопками и расшифровкой пиктограмм.

Этап первый: бумагу полностью закрашиваем масляной пастелью (не путать с сухой!) разных цветов.

Этап второй: добавляем в черную тушь жидкого мыла (на глаз), и этой смесью покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть.
Как вариант можно использовать черную гуашь – кому-то такой способ наверняка понравится больше.

А вот теперь самое интересное – этап третий: берем зубочистку (или перо, отточенную палочку) и… процарапываем рисунок по туши. У нас на глазах из-под мрачного черного слоя проступают радужные контуры.

Как это делается

МатериалыГотовим радужную основуСмешиваем тушь и мыло
(пропустить,
если пользуетесь гуашью)
Закрашиваем основуГотовы царапатьТайный мир


3. Гуашь в сочетании с силикатным клеем позволяет создавать на бумаге настоящие витражи.

Работа проходит в два этапа. Сперва нужно создать контуры рисунка, для этого в пузырек клея примешивается примерно чайная ложка черной гуаши (сперва нужно смешать в чашке гуашь с небольшим количеством клея, затем влить смесь в пузырек), смесь тщательно взбалтывается. Теперь ей можно рисовать на бумаге – получаются черные выпуклые контуры. Рисунок нужно отложить до полного высыхания (на это может уйти до 24 часов). Когда контуры высохли, пространство между ними раскрасьте любыми красками: гуашью, акварелью, цветными чернилами или просто фломастерами.

Вообще, техника резервирования контуров (которые отделяют участки разных цветов и не позволяют краскам смешиваться) имеет много вариантов: резервным составом может служить не только подкрашенный клей, но и клей без добавок (тогда контуры будут бесцветными), свечка, масляная пастель – словом, все, что отталкивает воду и чем можно рисовать.

Как это делается

МатериалыСмешиваем тушь и клейРисуем контуры клеем
После высыхания
раскрашиваем
  
  


4. Силикатный клей и песок (или манка) способны творить чудеса

Говорят, что японские дети приносят с собой в песочницу листы бумаги и клеевые карандаши. Карандашом рисуют "каляку-маляку", потом рисунок прижимают к песку – на бумаге остаются следы. В общем, технология проста и понятна. Вместо клеевого карандаша можно пользоваться клеем из пузырька и кисточкой, а подсохшую картину можно еще для пущей выразительности раскрасить.



Дина Абеле. Кривая, коллография.



5. С помощью акварельной (или гуашевой) краски и кухонной скалки рождаются картины в технике монотипии.

Вы усмехнулись при слове "картины"? Напрасно. На IV Новосибирской биеннале графики по меньшей мере треть работ представлены в этой технике. Так что дело серьезное: берем лист акварельной бумаги, изображаем на нем нечто изящное (цветок, бабочку, облако), накладываем на рисунок еще один лист и прокатываем скалкой. Изображение на нижнем листе словно отразилось в воде – расплылось, задрожало, стало более мягким.

Как это делается

МатериалыРисуем розуНакрываем листом
и прокатываем скалкой
Два нежных цветкаКай-Май Олбри Каарна.
Сад любви II
 
 


6. Кляксография

Чернила и соломинка для сока позволяют создавать причудливые, "колючие" формы, которые ваша фантазия может распознавать как деревья, звезды, морских ежей, кактусы и чертополох. Капаем на лист плотной бумаги цветные чернила и дуем на них в соломинку под разными углами. Такая техника называется кляксография.

МатериалыКапаем чернилаДуем на чернила.
Мексиканский кактус


Арсенал домашнего волшебства неисчерпаем. Чтобы расширить его, почитайте предложенные книги. Посмотрите художественные альбомы. Понаблюдайте за явлениями природы. Сходите на выставку, наконец. И, возможно, без специальных усилий, в процессе совместного творчества ваш ребенок создаст шедевр, достойный быть экспонатом Новосибирской биеннале.

Литература:
- Фиона Уотт. Я умею рисовать. М., 2003.
- О.А. Никологорская. Игры с красками и бумагой. М., 2003.
- М. Дрезнина. Игры на листе бумаги. М., 1998.
- О.А. Белобрыкина. Маленькие волшебники, или На пути к творчеству. Новосибирск, 1993.

Благодарю за содействие школу "Современные родители" и, отдельно, О. Латкину, дизайнера и маму троих детей, – за ценные советы и литературу.

Фото автора. "Картинки с выставки" отсканированы с каталога IV Новосибирской биеннале современной графики (Новосибирск, 2005).

Автор: Евгения Лундина
Источник: Sibmama.ru




Эта статья взята с сайта Каля Маля Всё о рисунках..
http://www.kalyamalya.ru

URL этой статьи:
http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=31