Карта жизни Жоржа Сера Работы Жоржа Сера Карта памятных мест Аудио и видео материалы

Жорж Сёра

Воскресенье после полудня на острове Гранд Жатт (Жорж Сёра 1884-1886 гг.)В жизни время от времени происходит так, что постулаты, казавшиеся еще вчера незыблемыми, вдруг рассыпаются от простого дуновения свежего ветра. Классицизм во французской живописи был подлинным колоссом, длительное время довлевшим над умами. Он пошатнулся под натиском романтизма, но устоял и, казалось, вновь восстановил свою главенствующую роль в изобразительном искусстве. Однако стоило лишь набрать силу подводным течениям, разбуженным революцией, как классицизм рухнул и разлетелся в пыль. На высвобождающемся пространстве закружились бурные водовороты ярких идей и направлений. Одним из них стал пуантилизм, основателем которого был Жорж Сёра.

Художник Жорж Сёра вышел из обеспеченной семьи министерского чиновника. В отличие от многих собратьев по искусству, для него живопись была не способом заработка на пропитание, а, в первую очередь, возможностью реализации собственного мироощущения. Еще во время учебы в лицее Жорж посещал школу живописи. Позже Сёра был принят в Школу изящных искусств, где он учился у Анри Лемана, последователя Энгра. С ранних лет будущий мастер кисти выделялся не только старательностью и живым интересом к разным художественным течениям, но также независимостью и замкнутостью, порой переходящей в скрытность. Знакомство с творчеством импрессионистов стало для Жоржа Сёра отправной точкой поисков самостоятельного пути в изобразительном искусстве.

Художник Сёра постоянно интересовался всеми новыми теориями и идеями, читал научную литературу по оптике, изучал наследие старых мастеров живописи. Эксперименты Эжена Делакруа с цветом и красками натолкнули Жоржа Сёра на мысль о разработке собственных художественных методов. Обладая аналитическим умом, Сёра пришел к выводу, что смесь отдельных точечных мазков дает значительно более сильный зрительный эффект, нежели традиционные способы живописи или приемы коллег-импрессионистов. На его картинах все детали и фрагменты были составлены из точек чистых цветов, контрастировавших друг с другом. Художник придавал очень большое значение построению композиции своих произведений. На них нет ни одной лишней детали, все продумано с поистине научной скрупулезностью, выверено до мелочей. Такой подход требовал значительных усилий. В отличие от импрессионистов, работавших очень быстро и стремившихся схватить мгновенное впечатление, Сёра трудился над каждым из своих полотен длительное время.

Купание в Аньере (Жорж Сёра 1883-1884 гг.) «Купание в Аньере» художник писал на протяжении года, но картина не была допущена в официальный Салон. Это подтолкнуло Сёра к участию в Салоне отверженных. Знакомство и взаимное влияние представителей новых направлений живописи помогли Жоржу Сёра найти единомышленников. Одним из ярко выраженных поклонников пуантилизма (дивизионизма) стал Поль Синьяк, прежде писавший в импрессионистской манере. Синьяк добровольно взял на себя роль главного идеолога и выразителя идей молчаливого и замкнутого Сёра, в значительной мере поспособствовав росту его авторитета, как основателя отдельного художественного направления.

Критики назвали пуантилизм Сёра «неоимпрессионизмом», попыткой превратить романтический импрессионизм в импрессионизм научный. Картины пуантилистов можно было рассматривать только издали, вблизи они превращались в мозаику, в цветовое месиво. Тем не менее, это было новое сильное слово в изобразительном искусстве. Жанровые картины и пейзажи Жоржа Сёра отражали, в первую очередь, внутренний мир самого художника, увидевшего действительность иным, отличным от других взором.

Художник Сёра умер в возрасте тридцати двух лет, написав помимо пейзажей и рисунков лишь семь больших полотен. Однако его творчество оставило весьма заметный след в живописи, задав мощный импульс развитию целого ряда авангардных направлений искусства XX века.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с книгой "Жизнь Сера".
Мы будем благодарны, если вы оставите свои отзывы и пожелания в нашей гостевой книге.


На выставке Общества независимых художников критики назвали пейзажи Сера «антиживописной мешаниной»

9. Портрет Поля Синьяка.

Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт (Жорж Сёра, 1884-1886 г.)
Также на нашем сайте, для вашего удобства, есть словарь Выберите букву в индексе словаря:
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V  |  W  |  Y  |  Z
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я
, в котором мы собрали основные слова и термины из области искусства. Мы надеемся, он тоже будет полезен вам.


Триумфальное шествие полотна «Гранд-Жатт», продолжалось. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке «Группы двадцати». На этих выставках ее восприняли как сенсацию. Синьяк, торжествуя, свидетельствовал: «Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сера невозможно было рассмотреть, ее всегда окружали тучи зрителей… Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Вскоре состоялась выставка новоиспеченных «изгоев», где Сера, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил полный разнобой. Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными». И все равно Сера был счастлив… Ее звали Мадлен Кноблох. Ей двадцать лет. Трудно представить себе более неожиданную подругу для такого интеллектуального человека, каким был Сёра. Все, что внушало ему отвращение или ужас, все, что оправдывало его аскетизм творца, побуждало создавать, так сказать, минеральный мир, воплощалось в этой женщине. Обладая яркой, раскрывшейся красотой, Мадлен отличалась весьма посредственным умом; если Сёра — воплощение рассудка, она… Она принадлежала к категории девушек, которых инстинкт, едва они созревают, замыкает в узкие рамки женского мира и которые в ожидании мужчины проявляют интерес лишь к окружности своей груди или объему бедер. С ее мясистой шеей, округлыми плечами, пухлыми руками, набухшими грудями, выпирающими из тесного корсета, она излучала животную сущность самки во всей ее свежести. Это было тело. Жизнь подстерегла Сёра, и он оказался в ловушке…
 
Биография
          Аудиобиография
          Друзья
          Жизнь художника (интерактивная)
          Карта жизни (простая)
          Карта памятных мест
          Музей
Галереи
          Аудио и видео материалы
          Интерактивная галерея
          Страница 1
          Страница 2
Гостевая книга
          Культура
          Обмен ссылками
          Пазлы
          Словарь
          Это интересно
Импрессионизм
          «Салон отверженных»
          Поль Дюран-Рюэль
          Предпосылки возникновения импрессионизма
          Философия импрессионизма
          Художественные средства импрессионизма
Книги
          Жизнь Сёра
               Послесловие
               Посмертная судьба
               ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
                    I Точка
                    II. Ф. Ф.
                    III Тайная мастерская
                    IV Парад
               ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
                     III. Независимые
                    I. Судебный пристав из Ла-Виллет
                    II. Остров Гранд-Жатт
               ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
                    I. Мадлен Кноблох
                    II. Чёрная птица
                    III. Цирк
О творчестве
          Toчкa отсчета
          Анализ картины Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт
          Горная тематика
          Импрессионизм
          Научная живопись
          Плоский трехмерный мир
               Величие художников
          Психология цвета
          Рисунки
          Роль творчества Сера в импрессионизме
          Техника
          Шедевры
          Этюды

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Жорж Сёра. Сайт художника.